Сегодня мне бы хотелось показать одну из картин, которой я дорожу, наверное, больше, чем всеми остальными. Это моя подружка-рукодельница, маленькая хранительница «хомячьего угла», где время от времени создаются простые волшебные вещи. Итак, знакомьтесь:
La fileuse
Дизайн: Jean-Louis Grandsire
Производитель: Anagram Diffusion
Найти указанные в схеме материалы оказалось делом непростым, поэтому я заменила ткань на канву в 14 каунтов понравившегося мне цвета, а нитки взяла вообще какие попались.
Выбирая, какую бы «помощницу» вышить, я пересмотрела много схем. Были на них девушки с вышиванием, с иглами и нитками, даже с гончарными изделиями попадались. Но эта дама покорила меня именно тем, что сидит за прялкой. Сама я так и не успела перенять эту премудрость у бабушек. От них дома сохранились только веретенца да почтительное отношение к прялкам и тем, кто умеет с ними обращаться. Оно-то и сыграло главную роль в выборе темы для вышивки.
Вообще, прялка во все времена и во всех странах мира являлась едва ли не самым главным предметом в доме. Любой вид женского рукоделия наделялся тем или иным потусторонним значением, но прялка почиталась особо. Ткань рождалась из сплетения нитей, вышивка – из наложения нитей на ткань, сами же нити рождались именно на прялке. И в первую очередь от мастерства пряхи зависело качество конечного изделия – рубахи, сарафана, рушника, скатерти.
Прялку считали лучшим подарком, который преподносили только близкие люди. А еще прялка была сильнейшим оберегом любой девушки. Кстати, до сих пор никому не удалось найти две одинаковые прялки! Просто потому, что каждая изготавливалась индивидуально для конкретной мастерицы.
Первоначально прялки были лопастные. Для удобства использования к ним крепилось сиденье – донце. В некоторых районах лопасть, на которую наматывали кудель, заменялась на гребень.
Позднее прялки эволюционировали в довольно сложную конструкцию с колесом. На Руси приобрели популярность компактные модели, в которых колесо стояло прямо.
В большинстве других стран предпочитали прялки, колесо которых устанавливалось под углом.
Кстати, именно на такой «прядет» девушка на вышитой мной картине.
Важность этого инструмента подчеркивают многочисленные приметы, суеверия и легенды, связанные с искусством прядения. Нить всегда связывалась с началом и течением человеческой жизни. Вспомните, хотя бы, скандинавских старух-норн, славянских рожаниц и Мокошь, месопотамскую Иштар. У любого народа есть хотя бы одна сказка или предание о матери (деве, старухе, фее, колдунье…), бесконечно прядущей судьбы всех обитателей мирозданья или одаривающей доброго молодца путеводным клубком самолично спряденных нитей. У финно-угорских народов бытовал обычай класть в могилу завязанную узлом нить, подчеркивая тем самым конец его земной жизни и переход в иной мир.
С осени до весны женщины и девушки проводили время за прялкой, разгадывая по нитям собственное будущее. Само собой, приходилось им оберегать рукоделие от многочисленных покушений нечистой силы. Всевозможные кикиморы, ночницы, русалки, жены домовых и пр. так и норовили улучить момент и спутать мастерице нить, оборвать ее не в том месте или навязать узлов. Чтобы отвадить их от подобных пакостей, в особые праздники женским духам оставляли специальную прялку и все необходимые принадлежности. На свои же налагали оберегающие заклятья, ведь не вовремя оборванная нить могла означать чью-то смерть, узлы отражались бедами и болезнями, скручивание нитки не в ту сторону оборачивалось резким поворотом в судьбе и т.д.
Женщины, наделенные особыми способностями и видением мира, а проще говоря, ворожеи и ведьмы, пользовались прялкой, как феи волшебной палочкой. Существовала масса заговоров, которые читались в процессе прядения: от безобидных «на удачу» до страшных проклятий. Они же знали, как толковать ту или иную шалость поигравшей с прялкой нечисти, а также могли исправить последствия от подобной пакости. А то и собственных узлов на все случаи жизни могли навязать: уж если духи могли через нитки влиять на этот мир, то и знающие люди имели возможность таким же образом отметиться и в жизни нечисти.
Правда, если правильно попросить, духи могли помочь напрясть удачу, здоровье, исполнение желаний. С этими просьбами обращались к Мокоши, бабе Середе, а позднее, с распространением православия, и к Параскеве Пятнице.
Вот такая небольшая историческая справка по одному из самых загадочных инструментов. Приятно знать, что это древнее ремесло, начало которому по преданью положила сама прародительница Ева, сохранилось до наших дней. Оно не переложено полностью на стальные плечи гигантских производственных станков, а до сих пор живет на самодельных прялках поклонников различных ремесел, в домах рукодельниц, в этнографических центрах. Да и сама прялка не перестала эволюционировать, превратившись из лопастной в колесную. Собирая информацию для рассказа, я наткнулась на чудо техники – электропрялку!
Олечка, с новосельем! Пусть в этом твоём домике всегда живёт творчество и волщебство! Спасибо за чудесные рассказы и изумительные вышивки!
ОтветитьУдалитьЗаходи в гости: Full moon. The edge of the Soul.
Марина, очень рада тебя здесь видеть! И обязательно зайду к тебе))) Как видишь, я тут пока только обживаюсь)))
ОтветитьУдалить